Инвестиции в будущее

понедельник, 24 мая, 2010 - 22:18

Обозреватель molgvardia.ru

Об образовании в последнее время говорят много. Чего только стоят майские споры относительно закона о реформировании бюджетных учреждений, а также споры о целесообразности перехода на ЕГЭ. Но сейчас остановиться хотел бы всё же не на этом...

Сегодня в блоге своего хорошего знакомого наткнулся на пост «Будущее образовательной системы (горячая десятка новаторских идей)». Я полностью согласен с взглядами Олега Матвейчева по поводу реформы нашей образовательной системы. Действительно, давно уже пора не копировать иностранный опыт и пытаться его перенести на наши родные лесостепные просторы, а придумать нечто своё такое, что уже от нас хотели бы перенять наши иностранные партнёры. Благо, в своё время подобные успехи у России в плане образования уже были. Так, в своём интервью порталу «Кремль.Орг» ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров рассказывает:

- ...Оно датировано 1873 годом. Возглавлявший в это время MIT (Массачусетский технологический институт - прим. автора) президент Дж. Рункль написал руководившему Императорским училищем директору В.К. Делла-Восу о том, что они принимают русский метод обучения и считают, что в Америке техническое образование по другим принципам строиться не может. Мы гордимся этим письмом. Бережно храним. А его копию подарили нынешнему ректору MIT Рафаэлю Райфу.

То есть нынешний лучший технологический ВУЗ мира - «мекка» современных компьютерных технологий на заре своего создания функционировал по российским стандартам! А что же теперь?

Увы, но сейчас качественный уровень российского образования «теряет в весе». Так, по словам президента Всероссийского Фонда Образования Сергея Комкова, в 2006 году по качеству образования Россия занимала лишь 27 место в мире, упав с 1992 года на 24 позиции вниз в этом рейтинге. Есть над чем задуматься, если вникнуть в эти цифры.

Теперь же хотел бы поделиться своими взглядами по поводу реформ в этом секторе. Лично моё мнение такое - необходимо кардинально перестраивать структуру образования в Российской Федерации, начиная с яслей. Причём делать это не под копирку с далеко не самого выдающегося западного опыта, годами споря о минусах и плюсах болонской системы образования или рассуждая об исторических аспектах системы образования в Шотландии, а на основе рациональных выводов о наиболее подходящих методиках образования в наших современных реалиях. То есть разрабатывать всё самим путём проб и ошибок, разумеется. Думаю, что намного лучше сделать сто маленьких ошибок при создании своей адекватной системы образования, чем одну, но глобальную - попросту заставив всех «плясать под иностранный креатив»!

Какой бы я видел эту систему?! В принципе, то, что предложил Олег Матвейчев в своём ЖЖ в плане реформы образования по своей сути мне глубоко импонирует. Я тоже хочу, чтобы мои дети учились в современной школе с новыми подходами к процессу обучения и с новыми технологиями этого процесса. В принципе, я вижу систему образования, как единый процесс, начиная с самого раннего детства ребёнка. То есть, фактически, можно было бы объединить ясли, детский сад, среднюю школу и ВУЗ в одну систему. Собственно, в лингвистической гимназии, которую я закончил, такая система была уже почти введена - там шёл процесс обучения с яслей и до 11 класса. Думаю, что даже на этом примере подобный подход показал свою целесообразность. По крайней мере, я сам считаю, что на 95% я обязан своими знаниями и навыками именно гимназии.

К тому же, единая система образования такого рода не будет вызывать дискомфорт у детей, когда им часто приходится с возрастом менять место образования и заново встраиваться в коллектив. В этом случае, как минимум, до 22 лет ребёнок будет учиться в одном месте и в одном коллективе.

Теперь к структуре самого образования. Нынешняя система классных уроков, «зубрилова» и прочих прелестей мало чем отличается от системы церковно-приходских школ, имевшей, возможно, некую актуальность где-то в эпоху раннего Возрождения. Сейчас уже давно 21-й век и подходы должны быть другие.

Я не уверен, что если ребёнка насильно заставлять что-то учить, то он будет это делать добросовестно. Наоборот, он, скорее всего, со временем начнёт выражать свой протест, который может принять разные, в том числе и социально опасные формы. Детей необходимо развивать, предоставляя образовательную программу не по стандартам одна для всех, а по индивидуальным критериям. Безусловно, ребёнок должен знать основной образовательный минимум к тому моменту, когда встанет вопрос о дальнейшей специализации. Но выучить этот минимум он должен по собственному желанию через образовательную систему, выстроенную по принципу заинтересованности и поощрения, а не мата и наказания со стороны, как родителей, так и преподавателей. Оценки, как таковые, я считаю, не нужны в школе в принципе. С класса 5-ого необходимо было бы внедрять тестовую систему оценки знаний, которая бы отражала психологическое состояние учащихся и уровень их развития, соответственно. А с проблемными и отстающими учениками должен работать школьный психолог, а не «педагог» с линейкой и зуботычинами.

Также, на мой взгляд, дети должны больше социализироваться. То есть влияние на них общественной жизни должно быть куда выше семейного влияния. Дело в том, что, зачастую, родители не занимаются в полной мере воспитанием своих детей. На это есть много причин. Также ещё есть проблемы семейного насилия, плохого примера со стороны взрослых и т.п., что тоже может привести к тому, что ребёнок вырастет в маргинальную личность. Образование должно исключить эти факторы, как таковые. У нас не должно больше быть детей-маргиналов. И этому должно способствовать общество. Ребёнок должен большую часть времени проводить в школе, общаясь с одноклассниками, изучая новые предметы, решая творческие задачи или пребывая в поездках по обмену. Влияние семьи на детей, безусловно, тоже должно быть, но оно должно быть минимальным.

Что касается старших классов и ВУЗа, то тут молодой человек, в первую очередь, должен приобретать навыки по специальности, а не навыки «скачивания» курсовых работ по нелюбимым предметам из интернета. В принципе, к процессу обучения на этом этапе уже можно было бы привлекать потенциальные компании-работодатели, как из частного, так и из государственного секторов. Также я считаю, что России необходима всеобщая (т.е. среди девушек и юношей) годовая армейская подготовка сроком на один год в течение 3-его  курса ВУЗа. Но её прохождение в моём представлении существенно отличается от той службы в армии, где, по словам одного моего друга - отслужившего в своё время два года в секретной части под Мурманском, он стрелял за время службы только два (!) раза.

Я понимаю, что много из того, что я написал, на данный момент звучит утопично. Но многое из этого станет реальностью через пару лет в таких странах, как Исландия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и Финляндия. И очень не хотелось бы, чтобы и к тому времени, когда весь мир шагнёт далеко вперёд, при просмотре сериала Валерии Гай Германики «Школа» родители в России узнавали бы в героях этого фильма своих собственных детей.

Дмитрий Ершов,
обозреватель molgvardia.ru

По традиции, обращаем внимание, что мнение автора может целиком или частично не совпадать с позицией редакции molgvardia.ru и ВОО МГЕР. Признавая тему модернизации образовательного процесса актуальной, мы надеемся на плодотворную дискуссию.

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 132