В чём проблемы ЕГЭ?

вторник, 22 июня, 2010 - 14:05

Обозреватель molgvardia.ru

Я, наверное, один из немногих
представителей поколения школьников и гимназистов, на которых эксперимент по
введению Единого Государственного Экзамена только испытывался. Мне пришлось
сдавать как ЕГЭ, так и обычные экзамены по программе в гимназии и поступлению в
ВУЗ. Всего это было что-то около 17 экзаменов за два месяца. В принципе, врагу
не пожелаю такого кошмара, что был тогда у меня. Поэтому инициативу ЕГЭ я
полностью поддерживаю, хоть и считаю, что она нуждается в весьма сильной
доработке.

Сейчас споры
относительно отмены или реорганизации ЕГЭ не утихают. Так, по мнению отдельных
экспертов ситуация обстоит примерно так. Система аттестации учащихся на основе
тотального тестирования была введена в России в то самое время, когда во всем
мире она окончательно уже признана неэффективной и устаревшей. ЕГЭ не
гарантирует объективности полученной оценки. Ориентация процесса обучения на
сдачу тестов приведет как к резкому снижению качества образования, так и к
потере квалификации учителей. Коррупционные возможности единого государственного
экзамена значительно выше, чем у традиционных форм проверки знаний при
поступлении в ВУЗы. Исходя из этого, стоит немедленно отменить единый
государственный экзамен как единственную форму проверки знания учащихся при
поступлении в высшее учебное заведение!

Также есть данные
социологических опросов. Например, июньский опрос исследовательского центра
портала SuperJob.ru, который дал следующие
результаты. 69% родителей выпускников уверены, что ЕГЭ «отрицательно сказывается
на психическом состоянии школьников» и «не отражает истинные знания
экзаменуемых». Между тем, 24% родителей назвали ЕГЭ достойной заменой
традиционным экзаменам. По их мнению, «эта система контроля и аттестации
учеников более прогрессивна и отвечает нынешним временам».

Также опрос показал, что
34% российских родителей испытывают «сильнейший стресс» во время прохождения их
детьми итоговой школьной аттестации. Несколько лучше чувствуют себя 40%
родителей, которые чувствуют лишь «лёгкое волнение». 22% респондентов заявили,
что чувствуют себя «достаточно уверенно и спокойно». По данным опроса,
проведенного в июне Фондом «Общественное мнение», 56% россиян не одобряют
введение ЕГЭ. Сейчас введение единого государственного экзамена поддерживают лишь
19% респондентов, как это отметили в ФОМе.

В принципе,
большую часть данных фактов можно без труда опровергнуть. Хотя это и не
отменяет существенные недостатки текущего варианта проведения ЕГЭ, которые,
безусловно, тоже есть. Начнём всё же с плюсов.
Благодаря ЕГЭ не надо будет сдавать
«кучу» лишних экзаменов в разных ВУЗах
, которые, априори, будут иметь свою
специфику, которая без существенной довузовской подготовки, делает шансы
поступления абитуриента, практически, нулевыми. Также система ЕГЭ унифицирована. Выпускник точно знает, что ему следует
учить для того, чтобы успешно сдать экзамен.

Так же, как бы ни
спорили отдельные эксперты, но ЕГЭ
существенно снижает фактор коррупции в ВУЗах
, отчего, по ходу дела, так
ненавидят ЕГЭ отдельные университетские «специалисты». Я лично при поступлении
в один из ВУЗов города Пскова видел «белые» списки тех, кто проплатил своё
поступление. Лично меня же просто «валили» на экзаменах и вместо заслуженных
«отлично», например, по предметам вроде истории и права, которые я знаю просто
досконально, ставили «хорошо». А на последнем экзамене, так вообще публично
оскорбили не понять за что, после чего я просто сразу же забрал документы из
той, между прочим, полностью государственной «конторы». Вообще, с хамством, по
крайней мере, в Псковских ВУЗах, совсем беда.

В тоже время благодаря
ЕГЭ одарённый абитуриент из провинции без труда сможет поступить в столичные
ВУЗы. Ранее, опять же из-за фактора коррупции, эта возможность была существенно
меньше.

Ну, а теперь поговорим о
минусах ЕГЭ. Увы, но это опять же
исключительно коррупция.
Я сам лично сдавал ЕГЭ и никакой усталости,
нервозности и т.д., ни я, ни мои родители не чувствовали. Поэтому, думаю, все
разговоры и социологические опросы на эту тему относятся только из разряда
банальной паранойи и психологической «лажи». А вот что касается коррупции, то
тут всё обстоит иначе. Увы, но не везде у нас удаётся провести ЕГЭ так, что вся
процедура сдачи данного государственного экзамена была бы полностью открытой. В
СМИ уже писалось о многих десятках коррупционных скандалов, связанных с ЕГЭ. Учитывая,
что до реального расследования, а, тем более, публикаций в СМИ у нас доходит,
как минимум, одна десятая фактов, то размах коррупции и в этом секторе тоже
весьма высок. Хотя, думаю, он несравним с предыдущей ситуацией до момента
введения ЕГЭ, когда коррупция при поступлении в ВУЗ, практически везде была
просто повальной.

В принципе, чтобы
изменить ситуацию в этом секторе в лучшую сторону - необходимо просто
ужесточить контроль за проведением ЕГЭ, а также, особенно в республиках
Северного Кавказа и Якутии, усилить принцип экстерриториальности при проведении
государственного экзамена. Сама же идея ЕГЭ, на мой взгляд, исключительно
позитивная. Единственная проблема - это не всегда адекватная её реализация в
отдельных субъектах Российской Федерации.

Дмитрий Ершов,
обозреватель molgvardia.ru

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 115