Консерватизм – это чувство стиля

вторник, 10 августа, 2010 - 13:56

Устоявшаяся в последние недели и, судя по всему,
не собирающаяся никуда исчезать жара заставляет поговорить о консерватизме.
Нет, без шуток.

Сутью
консерватизма, не дешевого пассеизма или ретроградных моделей поведения, а
именно консерватизма - способности сохранять лучшее для будущего - остаётся
чувство стиля.
Черта, за которой заканчивается процесс модернизации
(индивидуальной или общественной, не важно) и начинается, замещая её страсть к
обновлению неких публичных, считываемых окружающими элементов модернизационного
имиджа, «гаджетов», очень тонка. Единственное, что позволяет выделить её более
четко в человеческой практике, - вкус. Вкус как способность вовремя остановится
и практически на автомате просчитать рискованность того или иного шага для
«прошлого» (образа, сложившегося за годы, электората, проголосовавшего на
прошлых выборах, и т.д.) - важнейший элемент стиля, опять-таки, как личного, так
и политического.

Ну вот действительно, представим себе ситуацию,
в которой премьер-министр выходит на рыбалку не с голым торсом, а, скажем, в
рубашке с кружевным жабо. Рубашка, возможно, эффектнее, чем торс, и уж точно
«приличнее», но не вписывается в стиль, т.е. фактически разрушает весь
накопленный за прошлые полеты на истребителях и т.д. и реализованный в нем
потенциал образа. Задача вкуса -
охранять стиль. Он постоянно испытывает искушения и вынужден
принимать вызовы,
т.к. и тут динамичность и способность эволюционировать остается залогом
выживания. И ничто так не индексирует чувство вкуса, как две вещи: литература и
одежда.

Вкус к хорошей литературе - тема очень спорная и
сложная: во всяком случае, если у вас не хватает наглости признавать
исключительно свою правоту и требовать совершенно необоснованной гегемонии
своих представлений над окружающими. Если вы человек тактичный, то никогда не
спорьте о литературе.

С одеждой все гораздо проще. Одежда всегда была и
остается наиболее примитивной из существующих форм человеческой идентификации.
Тут не важно, о чем идет речь: максимальное выражение - военная форма,
минимальное - субкультурные атрибуты, вроде кроксов на ногах у американского президента. И именно консерватизм в одежде остается основным показателем
степени развитости консерватизма в группе. Если вы не готовы отказаться от своего
стиля в одежде ради неопределенного «профита», даруемого другим стилем, то,
поздравляю, вы - настоящий консерватор.

В этом смысле мне видится едва ли не
государственным преступлением «неофициальный дресс-код», объявленный по причине
наступившей жары в некоторых государственных органах нашей страны. Фактически
и без того искушаемых чем только ад не пошлет чиновников искусили - под
предлогом облегчения жизни - избавиться от одного из главных элементов не имиджа
даже, но ритуала - ношения костюма.

Самая успешная из консервативных организаций -
британская армия - как известно, отказалась от смешной алой формы, в которой
контролировала почти 2/3 мира, спустя едва ли не 300 лет с момента её
появления, когда индийские бунтовщики отметили, насколько удобной целью
является на фоне индийского ландшафта алый мундир. Но и тогда процесс замены
алых мундиров (кстати, по-прежнему основной парадной формы) занял почти 50 лет.
И при всем при этом форма оставалась строгой и, по правде сказать, неудобной.
Однако никому и в голову не приходило сменить «традицию» на «удобство». С
вопросом, чем было чревато обратное, я отсылаю к классическому рассказу
Сомерсета Моэма «На краю империи». Да, такой консерватизм, граничащий с
паранойей, может показаться смешным, но 2/3 мира - это 2/3 мира.

И вот в условиях, когда крупнейший мегаполис
России вот-вот рискует быть ввержен в пучину паники и хаоса, последнему оплоту
внутреннего порядка и дисциплины предложено разгуливать по кабинетам «хоть в
тапочках». Подобная неожиданная «рациональность» способна сослужить очень
дурную службу.

Стиль, как
и культура, требует страдать за себя. Требует демонстрации веры и преданности
прошлому.
Пусть и в порой смешных, бескровных формах - но требует
регулярно, как на учениях. Чтобы в случае кризиса прийти на помощь уже
отработанным ритуалом, новым источником силы и уверенности. А доверять спасение
страны человеку в шортах и шлепанцах - это острота из середины двухтысячных.

Вадим Ветерков,

редактор
отдела «Книги» сайта «Актуальные комментарии»

опубликовано
на портале er.ru

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 142