Чему будут учить детей?

среда, 2 марта, 2011 - 12:59

федеральная программа МГЕР «Фабрика Смыслов», г.Санкт-Петербург

В последнее
время в российском обществе большой резонанс вызвал проект Федерального
государственного образовательного стандарта
, разработанный Институтом
стратегических исследований в образовании.

В основу
этой реформы легла концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, что поможет сформировать у детей «патриотизм,
любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство ответственности и долга
перед Родиной, гордости за свой край, вою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уверенность в его великом будущем». Школьное образование - важный
социальный институт в современном обществе, формирующий у ребенка базовые
знания и навыки, обеспечивающий социализацию подрастающего поколения.

Этот
стандарт охватывает все три уровня школы: начальную, среднее звено и старшие
классы. Но в большей степени он изменит процесс обучения в выпускных
классах.
Согласно новому стандарту, общеобязательными для всех старшеклассников
будут четыре предмета: физкультура, ОБЖ (основы безопасности
жизнедеятельности), несуществующие ранее курсы «Россия в мире» и
«индивидуальный проект». Из остальных же ученики могут выбрать семь дисциплин,
которые они хотят изучать дальше.

Все россияне
имеют свое мнение по поводу будущих перемен в школе. Мало кто остался
равнодушным. У этого проекта немало сторонников, другие же критикуют его в
целом, но многие делают акцент на определенные его детали. Так, например,
Сергей Волков, учитель литературы московской школы №57, обратился к
руководителям страны с открытым письмом, в котором содержится просьба «наложить
вето на радикальное перекраивание школьной программы».

В первую
очередь внимание автор письма обращает на цифры. На обязательные предметы
планируется отвести 40% учебного времени, а на элективные 60%.
На первый
взгляд разница кажется колоссальной. Но давайте посчитаем. Согласно ФЗ «Об
образовании», нагрузка на учеников не может превышать 36 часов в неделю. 40% от
этого времени - это 14 часов, а 60% - 22 часа. Следовательно, 14 часов делим на
4 предмета  - получаем 3,5 - а значит 3-4 часа на предмет; 22 делим на 7 -
получаем 3,14 - то есть тоже 3-4 часа в неделю будет уделяться на изучение
предметов по выбору. И если сегодня взглянуть на учебный план школ, то мы увидим,
что на физкультуру отводится 2 часа в неделю, а на русский язык всего один час.

Другой
деталью, вызывающей разногласия являются «необязательность» таких предметов,
как русский язык, история России и математика
. Если посмотреть
образовательную программу 10-11-ых классов то мы увидим, что по эти предметам
(русский и история) она подразумевает повторение материала, пройденного во
время учебы в средних классах. А в ВУЗах они так же преподаются как
общеобязательные учебные дисциплины наравне с математикой и др. И еще, то, что
четыре предмета будут обязательными, не означает, что они будут основными. Это
дело лично каждого, на что делать упор при подготовке.

Третий
момент, который отмечают многие противники реформы - мол, в 10 классе ребенок
не в состоянии выбрать профиль
, по которому он будет продолжать дальнейшее
обучение. Я с этим не согласен.  Во-первых, это не выбор профессии,
которой человек будет заниматься всю жизнь, а выбор направления, гуманитарного,
технического, естественнонаучного и т.д. У каждого человека особенный склад
ума, у всех есть свои интересы и предпочтения. Во-вторых, как и до
принятия закона, школьникам предстоит сдавать Единый государственный экзамен, и
готовить к этому их начинают уже с 10 класса. Готовят монументально. Поэтому
подготовиться по всем дисциплинам сразу просто физически не возможно. В связи с
этим, уже сейчас старшеклассники выбирают, по каким предметам им готовиться
основательно, а какие им  не пригодятся
вовсе. А, в-третьих, в 11 классе, то есть через год, им придется делать
реально серьезный выбор, определяясь со специальностью при поступлении в ВУЗы.
В 10-ый класс, по большей части, идут школьники, намеренные продолжить свое
образование в высших учебных заведениях. Именно поэтому им стоит сделать упор
на те дисциплины, которые им пригодятся для поступления в выбранный
институт-университет-академию и для их дальнейшей профессиональной
деятельности. Сейчас школьники учат слишком много, в итоге не запоминают
ничего.

В целом же реформа окончательно не готова
и требует окончательных доработок. Это признают и авторы проекта, и министр
образования и науки Андрей Фурсено. Как заявил последний: «... в любом случае
министерство не подпишет этот стандарт, пока не будет консенсуса. Обсуждать будем,
сколько нужно.» Сейчас ведется открытое обсуждение проекта на официальном сайте ФГОС.

Кирилл Майоров,

Федеральная программа МГЕР
«Фабрика Смыслов», г.Санкт-Петербург

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 134