Фильм о Маргарет Тэтчер как инструмент предвыборной кампании в США

вторник, 28 февраля, 2012 - 13:59

Сценарист, кинокритик

Новый фильм «Железная леди» более чем актуален для сегодняшней действительности, хотя и посвящен событиям второй половины двадцатого века. Призрак Маргарет Тэтчер, притом, что сама она жива, вновь витает над миром и находит пристанище на киноэкране.

Производство фильма-биографии Тэтчер спонсировалось из нескольких источников. На проект был выделен один из последних грантов Британского совета по кинематографу. Также в производстве участвовали французская «Пате» и несколько английских кинокомпаний, чьи фильмы создаются с учетом спроса американского проката («Сумерки», «Милые кости», «Миллионер из трущоб»). Сам факт будущего появления фильма-биографии женщины-политической легенды ХХ века, был воспринят прессой как реверанс в сторону консерваторов. Как выяснится позднее, никакого прославления Тэтчер в картине не будет, что вполне вписывается в направление деятельности Британского совета по кинематографу - неправительственному органу, созданного лейбористами и закрытому при нынешней коалицией консерваторов с либералами.

Режиссером «Железной леди» была выбрана Филлида Ллойд, занимавшаяся театральными постановками. Сценарий был частично основан на книге под названием «Заплыв в аквариуме с золотыми рыбками», написанной дочерью Тэтчер про постепенную потерю рассудка железной леди. Некоторые детали политического характера якобы были почерпнуты сценаристкой Аби Морган из источников, пожелавших не раскрывать свою анонимность. Результат раскритиковали почти все политики нынешнего и прошедшего времени.

Фильм встретил сдержанную реакцию у зрителя в Великобритании. В первую неделю проката было куплено всего 5 процентов билетов, а некоторые кинотеатры пикетировались противниками картины.

Куда интересней судьба картины по другую сторону Атлантики. На Каннском кинорынке права на прокат «Железной леди» приобрели братья Вайнштейн - ведущие деятели в области дистрибьюции авторского кино. О них также известно как об активных сторонниках Демократической партии, поддержку которой они оказывали не раз, в том числе содержанием собственных фильмов. Подобное произошло и в данном случае - «Железная леди» стала орудием предвыборной пропаганды.

Консервативное движение «Чаепитие» или Партия Чаепития сформировалось в 2009-м году как ответ на экономическую программу Обамы. В 2010-м году, по результатам выборов в Конгресс, их влияние возросло. Движение увеличивало ряды своих сторонников, 55 процентов которых составляли женщины (данные середины 2010-го). Также слабый пол занимал более двух третей руководящих должностей, а «лицами» «Чаепития» стали Сара Пэйлин и Мишель Бахманн. Движение провозгласило курс на экономическую политику времен премьер-министра Тэтчер в Англии 80-х и администрации президента Рейгана. Постепенно женщин-лидеров «Чаепития» стали сравнивать с фигурой железной леди. Тэтчер сама по себе была популярна в США, где заняла 8 место в списке самых восхитительных женщин года.

В июне 2010-го, находясь в Лондоне, Пэйлин надеялась получить аудиенцию у своего кумира. Тэтчер отказала в приеме, сочтя несостоявшегося вице-президента США слишком легкомысленной.

Голливуд, проявляя демократическое чутье, задолго до выборов начал кампанию по выставлению Сары Пэйлин в невыгодном свете. Со времени прошедших президентских выборов ее играли более десяти актрис. Самая известная из них - Тина Фей, изобразившая Пэйлин пять раз в популярном ТВ-шоу Saturday Night Live. Кстати, Тина Фей должна была играть дочь Мерил Стрип в анонсированном, но не реализованном проекте «Мама и я», который должен был стартовать после конца съемок «Железной леди». К несчастью для продемократически настроенных деятелей кино и телевидения, нападки на Пэйлин лишь увеличивали ее паблисити и делали ее потенциально опасной соперницей на грядущих выборах. Еще год назад на HBO был анонсирован телефильм про тайны предвыборной кампании Маккейна, где главным действующим лицом была губернатор Аляски в исполнении Джулианны Мур. Премьера должна состояться на телевидении 10 марта, сразу после большого количества республиканских праймериз. Увы, стрелы пущены зря, так как сама Сара Пэйлин отказалась бороться за президентское кресло.

Параллельно с Пэйлин, окончательно отказавшейся от ведения предвыборной кампании лишь ближе к концу прошлого года, в гонку включилась Мишель Бахман. На весну-начало лета 2011 года она имела самые высокие рейтинги среди противников-республиканцев. Именно в это время происходит покупка Вайнштейнами прав на прокат «Железной леди». Картина, выставляющая икону консерваторов в нелицеприятном свете, должна стать весомым орудием в борьбе за электоральные настроения. Премьеру картины в США предварительно назначили на 30 декабря - за четыре дня до первых республиканских праймериз (кокусы в Айове). Был разработан дизайн рекламных плакатов «Железной леди» в США. Три из пяти плакатов представляли собой изображения, стилизованные под семидесятые, где восхвалялась Тэтчер. Художник подрисовал к тексту лозунгов слова в стиле граффити, меняющие смысл на противоположный и издевающиеся над консерваторами. Самым интересным плакатом стало изображение банки чая с портретом Тэтчер-Стрип. Надписи на банке гласят «Противоречивая смесь, знаменитая суровым качеством» и «Чай. Тэтчер уже достаточно». Вверху плаката значится «Идеальная смесь для вашего следующего чаепития». Журналисты отметили столь необычную рекламную кампанию, работающую на негативных ассоциациях продукта, предположив, что в ее основе непопулярность фигуры Тэтчер в отдельных слоях общества в Великобритании.

В своей недолгой предвыборной кампании конца 2011 года Мишель Бахманн успела неоднократно вспомнить Маргарет Тэтчер. В сентябре она заявила, что ее внешняя политика будет такой же сильной, какой была у железной леди. В конце декабря, выступая перед избирателями она упомянула о своем кумире и сообщила что хочет быть «Железной леди Америки». В полуминутном предвыборном ролике, вышедшем под кокусы в Айове, в кадре возникает надпись «Железная леди Америки», под которой находится портрет Тэтчер. У зрителя, таким образом, складывается ложное впечатление, что Бахман наградила таким прозвищем сама бывший премьер-министр.

В день кокусов в Айове по Бахман был нанесен серьезный удар. В прессе были озвучены слова Мерил Стрип, которыми она комментировала попытку члена движения Чаепития связать себя с образом железной леди. Актриса сказала, что Тэтчер не выступала против абортов, поддержала члена кабинета-гея и верила в глобальное потепление. Железная леди, по словам Стрип, пришла бы в ужас от того консерватизма, который пытаются установить в США. Тэтчер - брэнд того консерватизма, которого больше нет и не имеющего право на существование.

В прессе высказывались предположения, что Бахман собирается использовать фильм как рекламу для своего продвижения на выборах, против чего также упреждающе выступила Мерил Стрип. Получается, что американская актриса, благодаря исполненной роли, приобрела своеобразную монополию на истолкование наследия Тэтчер, использовав эту обязанность не без политической конъюнктуры. Присуждение Мерил Стрип «Оскара» за лучшую женскую роль лишний раз подчеркнуло общественную значимость персонажа фильма и правильное его исполнение.

Новым трендом начинающейся предвыборной кампании, получившим распространение в конпродукции лояльных нынешнему правительству деятелей Голливуда, стал крен влево. Идея коллективного перераспределения собственности, нажитой финансовыми махинаторами, уже не отталкивают общество своим коммунистическим привкусом. Такие фильмы как «Время» Эндрю Никкола и комедия «Как украсть небоскреб» с Беном Стиллером и Эдди Мерфи были немыслимы еще три года назад. Поэтому, в борьбе против консервативных настроений вполне можно использовать опыт Британии, тем более что исторический опыт этой страны для некоторых республиканцев является образцом для подражания.

Алексей Юсев, сценарист, кинокритик

 Полный текст статьи в оригинале на сайте terra-america.ru

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 138