Реформа образования – привычные паранойи

понедельник, 10 сентября, 2012 - 13:15

Участник проекта «Фабрика смыслов», Республика Удмуртия

Россия – страна, привыкшая к панике. Это можно объяснить чем угодно: низким уровнем культуры обмена информацией, исторической частотностью экстремальных ситуаций, присущей титульной нации пассионарностью… Россияне (именно так, надэтнически) эмоциональны, мы с готовностью болезненно реагируем на внешние и внутренние поводы. Случилось рядовое хулиганство – раздули до масштабов осквернения основ нравственности, пропала из магазинов соль – ждем начала гражданской войны, легко приводя аргументы типа «нас всегда обманывают», или «я так и знал».

Очередной жертвой всеобщего ожидания конца света становится российское образование. Еще не забылась национальная истерия по поводу ЕГЭ, как появились новые благодатные поводы: повышение стоимости обучения в государственных вузах и общая тенденция сокращения числа институтов и университетов. Периодически с высоких трибун звучат двусмысленные тезисы, подогревающие общественные опасения: «Стране не хватает профессиональных рабочих», «Выпускники вузов все рано работают не по специальности». Элементы складываются в тревожный паззл скорой недоступности высшего образования и общего кризиса вузовской системы.

На деле все оказывается существенно менее драматично. Да, количество государственных вузов слегка сократилось – но не за счет полной ликвидации образовательных учреждений, а только лишь их слияния. Факультеты с готовностью меняют вывески, и в результате максимум, да и то – штучно, сокращается руководство, а также состав бесхозных кафедр «межфака». Никаких проблем с поступлением у выпускника школы не возникает, тем более, что в последнюю пару лет число таких выпускников регулярно оказывается ниже планов набора. Так что общественное напряжение сохраняется только за счет объяснимой тревоги неостепенненных пенсионеров непрофильных кафедр, которые и являются в ситуации слияния наиболее уязвимой категорией. Именно они – а не будущие или действующие студенты.

Иначе выглядит судьба негосударственных вузов. Там более высокая строгость государственных требований действительно ставит под угрозу само существование организации – при наличии частного собственника слияние с кем-либо усложняется, так как подразумевает непростую сделку по продаже бизнеса и контингента студентов. Будучи сам работником частного вуза, я вижу, как неопределенность и неуверенность сказываются на сотрудниках и всех рабочих процессах: люди стараются не загадывать дальше сегодняшнего дня, соответствие формальным требованиям становится важнее содержания образования, перспективные планы развития сворачиваются «до наступления полной ясности». А в результате негосударственный вуз теряет все свои конкурентные преимущества: инновационный контент, динамику, адаптивность, клиентоориентированность – то есть как раз то, за что студент и платит деньги.

Казалось бы – идите в госвуз, и будет вам счастье. Но сокращение числа игроков на конкурентном образовательном рынке неизбежно приведет к снижению качества обучения. В том числе потому, что зависимые от формальных процедур государственные университеты часто не могут позволить себе привлекать успешных и дорогостоящих практиков.

Выходом для государственного образования могло бы стать повышение уровня экономической свободы университетов, определенный возврат в прошлое, когда вузы формировали и распределяли внебюджетные фонды. В таком формате и при адекватном государственном контроле вузы не только смогут развиваться – они будут в этом развитии кровно заинтересованы. А без этого – останется только укрепляться в привычных паранойях.

Алексей Моров, участник проекта «Фабрика смыслов», Республика Удмуртия

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 182