Виртуальная политика

среда, 7 ноября, 2012 - 13:32

Клуб «Вектор», Рязань;
Федеральная программа МГЕР «Фабрика Смыслов»

Политика в Интернете и в реальной жизни за последнее время стала сильно отличаться одна от другой. Интернет-аудитория давно уже стала отдельной электоральной группой. И с ней тоже нужно выстраивать отношения. Стоит разобраться в этом феномене.

Мне 23 года, я студентка, работаю, интересуюсь общественно-политической жизнью, стараюсь много успеть и узнать, мой день начинается у экрана компьютера. Для многих это знакомая история и уже неотъемлемая составляющая – мониторы, экраны айпэдов, айфонов, мобильных. Круглые сутки там бурлит жизнь в новостях, социальных сетях, в переписках с друзьями и коллегами.

Тренд, появившийся в блогосфере, через два дня известен уже всем блогерам, а через месяц, как утверждают в маркетинговой компании Ipsos, перекидывается и на молодежное сообщество, которое не принадлежит интернет-культуре. Ситуация далеко не всегда складывается таким образом.

Часто существуют 2 параллельные реальности, особенно это касается политических тем и процессов. Я говорю о ситуациях, когда самые обсуждаемые политические темы в интернете кардинально отличаются от тех, которые обсуждает «оффлайн пространство». Такая же история происходит с голосованиями, виртуальными выборами и прочим. Более того, например, тренды Твиттера очень редко совпадут с топом обсуждаемых тем сети ЖЖ. Причин этому есть несколько.

Первая и основная причина

Принципиальные моменты рейтингования определяются, конечно, по самым активным пользователям. По данным Yandex, среднестатистический русский блогер — это девушка 21 года, студентка, живущая в Москве, страничку которой читают 24 посетителя. В ЖЖ, который нередко используют для выявления актуальных тем и трендов, аудитория в основном женская и преимущественно студенческая, средний возраст — 21 год. То есть понятно, что это вполне определенный и крайне узкий сегмент, более того, – это создатели краткосрочных веяний. Эта категория в массе своей определяет виртуальные темы.

Политическими процессами традиционно интересуются молодые люди со сформировавшимися взглядами. Это люди 25–35 лет, молодые, но с четкими приоритетами и пониманием, белые воротнички, творческие, интеллектуально любознательные, не зависящие от чужого мнения. Они могут быть активными пользователями, но их интересы в этом возрасте лежат в русле создания семьи, построения карьеры, поэтому реальная жизнь начинает волновать гораздо больше виртуальной.

Вторая и важная причина

Важным является тот факт, что если в Сети появляются ключевые темы, активно продвигающиеся, распространяющие фундаментальный тренд, наверняка за этими темами стоят существенные информационные ресурсы и  личности, эту тему продвигающие и поддерживающие.

Третья и не менее значимая причина

Помимо всего вышеперечисленного, не стоит забывать, что большая часть аудитории Сети заходит туда развлекаться. Людям нравится в Сети общаться, им нравится видеть что-то необычное, чего они в реальной жизни не видят, слушать что-то оригинальное, участвовать в чем-то сумасшедшем… То есть сам контент определяет интерес пользователя к затронутой теме. Более того, лишь единицы пользователей в Сети задают ключевые мнения, ведь читать, например, скучную новость не так интересно, как почитать комментарии к ней и согласиться с тем или иным, можно вообще ограничиться «лайком» или «+1». Поделиться понравившимся видео по просьбе знакомого тоже гораздо проще и быстрее, чем смотреть 5 минут ролика.

В параллельном, «оффлайн мире» все-таки процесс общения и обмена мнениями протекает по другим законам и смотреть в глаза человеку – это совсем не то, что смотреть в экран монитора. Результаты прошедших 14 октября  муниципальных выборов говорят о том, что политическая ситуация в Сети, конечно, важна, но она не так важна, как реальная, где депутатами становятся путем набора реальных голосов, а не виртуальных.

Ирина Кая, региональный экспертный клуб «Вектор», Рязань, федеральная программа «Фабрика Смыслов»

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 167