Невидимой руке пора отдохнуть

четверг, 2 апреля, 2015 - 18:16

бизнесмен, блогер, журналист

Одна из главных задач государства в экономике – спасать бизнес от его собственной жадности. То есть держать бизнес хоть и на длинном поводке, но все же не до такой степени длинном, чтобы бизнес мог этим поводком удавиться.

В США резко упало производство стали, около трети мощностей простаивают. На сталелитейных производствах идут массовые увольнения, в разных штатах останавливаются трубные и прокатные заводы. Также закрываются коксохимические производства.

Если мировой кризис усугубится – а пока что все идет к тому, что он усугубится – Штаты могут в обозримой перспективе вылететь из первой пятерки производителей стали.

Это без преувеличения печальные новости. Еще один символ США стремительно уходит в прошлое.

В России дела тоже идут не так чтобы идеально, проблем у нас хватает с избытком, но зато наше государство стремительно взрослеет. До последнего времени в правительственных кругах преобладала точка зрения системных либералов: дескать, что хорошо для бизнеса – то хорошо и для России, ну а самые благоприятные условия для бизнеса создаются автоматически, усилиями невидимой руки рынка.

Теперь верх берет куда как более адекватная позиция, согласно которой государство должно быть медиатором: своего рода третейским судьей, который не вмешивается в работу бизнеса напрямую, но помогает бизнесу находить баланс между жадностью и интересами общества.

Очень показательная новость, на которую в феврале мало кто обратил внимание. Денис Мантуров не без труда, но все же убедил тогда наших металлургов установить адекватные цены на сталь для российского автопрома.

Стальные бароны были не очень довольны заморозкой цен – они предпочли бы резко повысить отпускные цены на сталь, что на фоне двукратного снижения курса рубля позволило бы им какое-то время извлекать сверхприбыли. Однако металлургам объяснили, что, если они будут жадничать в ущерб экономике, государство введет экспортные пошлины на металлы, и они тогда потеряют в деньгах.

Прошел месяц, и вот, пожалуйста, стало известно о второй части антикризисного плана. Минпромторг запускает программы льготного автокредитования и автолизинга.

То есть теперь автомобили можно будет взять в кредит и в лизинг по адекватной процентной ставке: государство компенсирует банкам разницу. При этом старая программа поддержки отечественных автопроизводителей (сдай старую машину и получи скидку в 50–350 тысяч рублей на новую) тоже продолжает действовать.

Таким образом, наша автомобильная промышленность получает возможность относительно комфортно пройти кризис. Металлурги же, с одной стороны, упускают часть сверхприбылей, но с другой стороны – не перекрывают своей жадностью кислород своему же стратегически важному покупателю. В то время как «невидимая рука рынка» думает на месяц вперед, государство может себе позволить планировать на годы и десятилетия.

Сделаю лирическое отступление. Знаете, какая главная проблема подавляющего большинства людей?

Короткий горизонт планирования. Люди думают обычно на день вперед, хорошо если на неделю. Максимум – на несколько месяцев. Вот, допустим, кредитные карты. Очевидно же, что даже на периоде в два года пользоваться кредитными картами абсолютно невыгодно: проценты низкие, удержаться от бессмысленных трат почти невозможно. И тем не менее на среднего россиянина приходится по полторы кредитки…

Второй популярный пример – зубы. Опять-таки очевидно, что пойти к зубному «прямо сейчас» гораздо выгоднее во всех смыслах, чем пойти к нему через год. Но нет: очень многие предпочитают потянуть время, так как просто не заглядывают на год вперед. Причем даже не из-за каких-то опасений зубного врача, а просто чтобы оттянуть трату времени и денег на попозже.

Про получение образования во взрослом возрасте, которое позволит кардинально продвинуться в карьере (в хорошем смысле этого слова), я даже не говорю. Добровольно учиться после окончания вуза способны единицы.

Особенно удручает то обстоятельство, что очень короткий горизонт планирования и у очень многих наших бизнесменов. Проекты, которые не окупаются за полгода-год, зачастую не интересуют руководителей вовсе. Логика у них простая: деньги на закрытие многочисленных дыр им нужны прямо сейчас. Бизнесмены полагают, что, пока их одолевают неотложные проблемы, им следует поступать как в известном анекдоте – прыгать, а не думать.

Разумеется, есть масса оправданий «короткому горизонту». Дескать, неизвестно, что там будет завтра, надо жить сегодняшним днем. Однако на длинной дистанции всегда выигрывают те, кто играет вдолгую. Поэтому планировать надолго, хотя бы на пять лет вперед – это очень разумная идея, независимо от того, сколь уверенно или неуверенно вы смотрите в завтрашний день.

Ладно, возвращаясь к стали и автомобилям. Напомню, ЦБ повысил ключевую ставку для того, чтобы усложнить работу спекулянтов. Поэтому когда государство принимает программу субсидирования автопрома, оно, по сути, не тратит дополнительных денег: оно просто прицельно возвращает кредитную ставку на прежний уровень для тех, кто поддерживает рублем отечественного производителя.

Это куда как эффективнее, чем просто взять и раздать деньги бизнесу. Каждый выделенный государством на поддержку автокредитов рубль пойдет на целевую поддержку нескольких секторов нашей экономики.

Подведу итог

Полководец, у которого есть план, обычно выигрывает у полководца, у которого нет плана. Наполеон – гений военного ремесла – воевал по принципу «ввязаться в бой, а там посмотрим». У него были основания для такой самоуверенности: в прямом столкновении с противником Наполеону не было равных.

Кутузов, в свою очередь, предпочитал тщательно обдумывать каждый шаг. И в итоге Кутузов выиграл войну с разгромным счетом: несмотря даже на то, что Наполеон сумел дойти до Москвы и захватить ее.

Невидимая рука рынка ничего планировать не может по определению. Невидимая рука рынка рефлекторно хватает сыр, даже если он расположен в очевидной каждому отдельному пальцу мышеловке. Поэтому одна из главных задач государства в экономике – спасать бизнес от его собственной жадности. То есть держать бизнес хоть и на длинном поводке, но все же не до такой степени длинном, чтобы бизнес мог этим поводком удавиться.

Макаренко Олегбизнесмен, блогер, журналист

источник

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 212

Теги: